НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Топлива"

Общая схема такого приведения, в особенности при выборе вариантов системы распределения и использования топлив, относительно проста.

Для соблюдения правила тождества эффекта по первому варианту необходимо предусмотреть, каким образом и с какими затратами будет обеспечена потребность малоэтажной застройки в топливе при обеспечении всего комплекса удобств, гарантируемых населению при газификации.

Тождество народнохозяйственного эффекта при сравнении между собой различных вариантов газоснабжения или вариантов снабжения потребителей различными энергоносителями (например, твердое и газообразное топливо, топливо и электрическая энергия и т.

Для газа, равно как и для других видов топлива, при этом существенны не только надежность в смысле отсутствия угрозы аварий, но и ограждение внешней среды, а также воздуха бытовых и производственных помещений от загрязнения вредностями, могущими образоваться при сжигании топлива.

В районах нового жилищного строительства, подача природного газа которым планируется на более или менее близкую перспективу, можно рекомендовать организацию временного бытового топливоснабжения не твердым топливом, а сжиженным газом или от групповых резервуарных установок,.

В системах газоснабжения эти последствия особенно ощутимы, когда газ подается потребителям не только для замены менее эффективных топлив, но и для обеспечения ввода в эксплуатацию новых мощностей.

Ниже рассматриваются экономические показатели перевода на газообразное топливо отопительных котельных теплопроизводительностью от 0,25 до 30 Гкал/ч и различных систем местного газового отопления.

Перевод котельных на газообразное топливо с питанием газом от газопроводов низкого давления требует увеличения пропускной способности практически всей городской газовой сети среднего (высокого) и низкого давления, однако при этом благодаря большой разветвленности газопроводов низкого давления ответвления к котельным будут минимальными по длине.

Технико-экономические показатели перевода котельных на газообразное топливо зависят в основном от их мощности (теплопроизводительности).

Суммарные капиталовложения в ту же котельную с учетом ее перевода на газообразное топливо равны 47,7 тыс.

или на 7,9% ниже, чем при использовании твердого топлива.

Наиболее эффективным является не перевод уже эксплуатируемых котельных на газовое топливо, а строительство котельных, непосредственно рассчитанных на сжигание газа.

Капиталовложения в котельную с тремя котлами ДКВР 10—13 на твердом топливе с механизацией топливоподачи и шлакоудаления, золоулавливанием и автоматикой составляют 332,5 тыс.

или на 30,3% ниже, чем при использовании твердого топлива.

Следует, однако, отметить, что необходимость иметь резервное хозяйство существенно снижает положительный эффект, достигаемый в результате строительства отопительных котельных на газовом топливе.

V-3) представляется целесообразным в случае необходимости создания резервов жидких и твердых топлив для покрытия неравномерности: газопотребления концентрировать их при крупных предприятиях, работающих в режиме потребителей регуляторов, или на комплексных складах районного значения.

Расчетная себестоимость отпущенного тепла газифицирован-ных котельных, работающих на природном газе, значительна ниже, чем котельных, работающих на твердом топливе.

Нельзя, например, изолированно рассматривать технологически связанные между собой элементы систем распределения и использования горючих газов, а при сравнении вариантов использования различных газов (природного и сжиженного) или дру--гих энергоносителей (например, газа и твердого топлива) игнорировать в технико-экономических расчетах затраты обратной связи, обусловленные ограниченностью наиболее эффективных видов топлива и энергии.

котлов не менее чем на 5%, экономии расхода топлива от ликвидации перетопа в среднем на 15—20%, а также снижения расхода заработной платы в сроки, не превышающие 3—5 лет.

Расчеты эффективности перевода отопительных котельных на газовое топливо и их комплексной автоматизации, приведенные нами, производились при оценке газа и конкурирующих с ним топлив по отпускным ценам.

При определении сравнительной эффективности использования различных видов топлив в отопительных котельных с оценкой топлива по замыкающим

Поэтому в рассматриваемых в настоящей работе оптимизационных расчетах необходимо пользоваться замыкающими затратами (оценками) на топливо и энергию.

Следует обратить внимание на то, что во всех расчетах не учитывались затраты, связанные с ограждением внешней среды от вредностей, содержащихся в дымовых выбросах котельных, которые резко выше при сжигании твердого топлива и мазутов, чем газа.

Определяется это как высокой стоимостью сжиженных газов, так и их ценностью как сырья для химической переработки и моторного топлива.

Замыкающие затраты на топливо формируются с учетом дифференциальной ренты, характеризующей различие природных условий добычи, местоположения и качества топлива, т.

Поэтому проблема перевода местных систем отопления на газовое топливо не утратила своей актуальности.

При этом переводятся на газовое топливо как отопительные печи, так и поквартирные системы центрального отопления, преимущественно с установкой водонагревателей АГВ-80 и АГВ-120, предназначенных для местного водяного отопления и горячего водоснабжения.

Перевод местных систем отопления на газовое топливо в зданиях, питающихся сжиженным газом от индивидуальных бал

Замыкающие затраты на электрическую и тепловую энергию, хотя и отличаются по своему экономическому содержанию и способам формирования от замыкающих затрат на топливо, но также учитывают затраты обратной связи.

Таким образом, замыкающие затраты на топливо, электрическую и тепловую энергию «.

представляют собой систему взаимосвязанных удельных экономических показателей, характеризующих экономическую оценку расходов по народному хозяйству, для обеспечения дополнительной потребности в различных видах топлива и энергии по районам страны.

Замыкающие затраты отражают следующее: а) для топлива — затраты на добычу, переработку и межрайонный транспорт, они также учитывают использование топлива у замыкающих потребителей, т.

при проектировании перевода на газовое топливо промышленных предприятий и электростанций применять преимущественно надземную прокладку газопроводов по стенам и крышам цехов, а также на опорных колоннах, и эстакадах».

Некоторые вопроси выбора проектных м плановых вариантов затратами на топливоиспользование при сжигании у замыкающих потребителей рассматриваемого и замыкающего топлива;* б) для электрической энергии — затраты на топливо (по замыкающим оценкам), на производство электроэнергии на замыкающих электростанциях (без топливной составляющей) и межрайонный транспорт.

Применение сжиженных и искусственных газов в качестве промышленного топлива осуществляется

Как правило, все или почти все переводимые на газовое топливо предприятия сохраняют существовавшее до этого топливное хозяйство в качестве резервного.

В проектах вновь строящихся газифицированных предприятий также в большинстве случаев предусматривается возможность перехода на сжигание резервного топлива и создания его запасов.

Сохранение на предприятиях, переводимых на газообразное топливо, существующих топливных хозяйств в качестве резервных вызывает потребность в дополнительных собственных оборотных средствах на создание минимального постоянно поддерживаемого запаса резервного топлива, а также в дополнительных эксплуатационных расходах.

О масштабах этих расходов можно судить на примере одного из ленинградских заводов, где после перевода на газ котельных требовалось для их обслуживания 76 рабочих, а фактически в штате сохранялось 158 — только в связи с необходимостью поддержания второго топливного хозяйства в рабочем состоянии и обеспечения возможности быстрого перевода котлов на резервное топливо.

На вновь строящихся предприятиях создание резервного топливного хозяйства требует также значительных дополнительных капитальных вложений, главным образом в создание складов топлива.

действующего предприятия существующее топливное хозяйство в качестве резервного или создаются на вновь строящемся промышленном объекте наряду с системой газоснабжения склады резервного топлива и все необходимое для его^ использования — значительные участки городских земель будут дополнительно использоваться под склады со всеми вытекающими отсюда, не поддающимися пока точной экономической оценке, отрицательными последствиями.

Создание резервов топлива на газифицированных предприятиях преследует обычно двоякую цель: обеспечить бесперебойность топливоснабжения предприятия при авариях на подводящих газ трубопроводах и создать возможность ограничения, а иногда и полного прекращения потребления газа в периоды кратковременного резко повышенного его расхода на отопительные или другие первоочередные нужды в наиболее холодные зимние дни.

В качестве резервного топлива обычно используются каменный уголь или мазут.

Технико-экономические показатели складов резервного топлива приведены в табл.

Приближенные технико-экономические показатели строительства складов резервного топлива, руб.

1С>Ц УТЭЦ * Замыкающие потребители — потребители, у которых рассматриваемое топливо используется в последнюю очередь и дает наименьший экономический эффект по сравнению с использованием замыкающего топлива.

Увеличение расхода рассматриваемого топлива у любого другого потребителя вызывает соответствующее (с учетом различий к.

) увеличение расхода замыкающими потребителями замыкающего топлива.

Замыкающее топливо — топливо месторождений, способных в.

Замыкающие затраты на это топливо слагаются из приведенных затрат на его добычу и межрайонный транспорт.

Учитывая, что резервные топливные хозяйства должны обеспечивать бесперебойную работу топливопотребляющих агрегатов в аварийных ситуациях, одной из важнейших их характеристик является скорость переключения всех огневых процессов на резервное топливо.

По другим видам топлива они определяются по показателям замыкающего топлива с учетом экономии при использовании топлив замыкающими потребителями.

Не говоря уже о том, что ряд конструкций промышленных печей вообще не допускает перевода на твердое топливо.

При соответствующем конструировании ряда типов использующих газовое топливо промышленных печей их перевод на сжигание мазута может быть осуществлен в течение считанных минут.

Высокие удельные затраты на тонну хранимого топлива складов малой емкости делают экономически нецелесообразным хранение предприятиями малой и средней мощности пиковых запасов топлива на время перебоев подачи газа в случаях кратковременных резких повышений его расхода первоочередными потребителями.

Со складов резервное топливо в дни наибольших расходов должно подаваться предприятиям по возможности в подготовленном к сжиганию виде.

При том же количестве резервного топлива концентрация его на ограниченном количестве крупных складов потребует и меньших площадей, чем децентрализованное хранение, причем, под склады, в особенности районные, могут быть использованы наименее ценные земли.

На мелких и средних предприятиях могут при отсутствии пиковых резервов создаваться минимальные аварийные запасы резервного топлива, как правило мазута.

QTau — соответственно абсолютные размеры капитальных вложений, постоянной составляющей эксплуатационных издержек, расхода топлива, отпуска электроэнергии и тепла от ТЭЦ; Яр.

) ; 2) вида топлива для технологических теплосиловых установок и котельных; 3) схем теплоснабжения (раздельная, комбинированная), а также экономическая оценка других мероприятий, даже в своей совокупности не могущих существенно изменить исходную структуру топливно-энергетического баланса, на основе которого были получены рекомендуемые замыкающие оценки.

При использовании замыкающих затрат необходимо учитывать режимы потребления топлива и энергии.

Замыкающие затраты на топливо для среднегодового его расхода справедливы только при условии более или менее равномерного по сезонам расхода топлива.

При большой сезонной неравномерности расхода топлива для газа надо пользоваться данными о замыкающих затратах на газ в отопительный (ф3) и неотопительный

, где фт — среднегодовые замыкающие затраты на данный вид топлива; 5хр — удельные затраты потребителя на хранение данного топлива; В3,?

Таким образом, практически рекомендованные значения замыкающих затрат на электроэнергию и топливо можно использовать в расчетах по экономической оценке рассматриваемых в настоящей книге мероприятий вне зависимости от сроков, в пределах которых будут ощущаться их последствия.

Топливо в жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях сферы обслуживания населения городов, поселков городского типа и сельских населенных мест используется по четырем основным направлениям.

Для технологических нужд коммунальных предприятий (без учета расхода топлива на нагрев воды для технологических нужд).

O, в тоннах условного топлива 1/7т]0 и в тысячах кубометров газа 1/<2нТ)о, где TIO — к.

Коэффициенты полезного действия переведенных на газовое топливо отопительных печей, котельных различной теплопроизво-дительности и ТЭЦ рекомендуется принимать в укрупненных расчетах по данным табл.

В результате обработки материалов по квартирам, в которых были установлены только газовые плиты, а обеспечение теплом для отопления и горячего водоснабжения, осуществлялось от других источников (главным образом от котельных и ТЭЦ, а также от индивидуальных печей, отапливаемых твердым топливом), была определена зависимость удельных расходов газа для приготовления пищи на 1 чел.

При этом сокращается срок приготовления пищи, экономится топливо и резко уменьшаются испарения готовящейся пищи, попадающие в атмосферу кухни.

Основная масса тепла и топлива расходуется в городском (поселковом) хозяйстве на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий.

Годовые расходы газа действующими промышленными предприятиями (Qr-nP-r

24> где Q3-r°fl — расход заменяемого топлива, т; QP-3 — низшая теплота сгорания заменяемого топлива, ккал/кг; Q%r — то же, газа,.

тошшвопотребляющих установок при использовании заменяемого топлива; т]г — к.

топливопотреб-ляющих установок при использовании газа; х — снижение расхода топлива при переводе на газовое топливо, % (см.

) — по удельным нормам расхода топлива и планируемому или прогнозируемому выпуску продукции.

в зоне, где дальнейшее повышение надежности достигается за счет резкого увеличения дополнительных денежных затрат на стороне производства и распределения электроэнергии, тепла и топлива» [31].

Обоснование мероприятий по повышению надежности топлива допустимо только для оптимизации общесистемных параметров.

В настоящее время уже ведутся работы по накоплению и систематизации материалов по определению размеров ущерба различных категорий потребителей вследствии дефицита топлива в электроэнергетике и от перерывов и ограничений в электроснабжении [50].

Нарушения подачи газа 195 ятия могут в большинстве случаев избежать потерь от брака и, там где это возможно, своевременно перевести агрегаты на резервное топливо.

В целях выявления ущерба, причиняемого промышленным предприятиям, переведенным на газообразное топливо, временными перерывами подачи газа была обследована группа предприятий различных отраслей промышленности.

Использование газообразного топлива наиболее эффективно, когда оно сжигается не в переоборудованных угольных или мазутных печах, а в специально газовых печах, большинство которых не допускает перевода на резервное топливо.

В связи с указанным значительная часть предприятий, использующих газ на технологические нужды в разного рода нагревательных и других печах, эксплуатирует специальные газовые печи без возможности перевода их на резервное топливо.

Из обследованных предприятий, сжигающих газ в промышленных печах, 57% не имеют для печей резервного топлива, среди них наиболее крупные технически совершенные предприятия.

Многие заводы, печное хозяйство которых допускает использование резервного топлива при кратковременных, связанных с производством ремонтных работ на газовых сетях перерывах в газоснабжении, практически не могут им воспользоваться, так как перевод ряда -типов печей с одного вида топлива на другой требует относительно значительных затрат времени.

Ряд же потребляющих газ промышленных печей и агрегатов требует для перевода на резервное топливо времени, большего суток.

Так, на крупном машиностроительном заводе при оповещении об отключении газа за 1 сутки на резервное топливо может быть переведено лишь 30% печей, а 70% печей требует для этого от 2 до 4 суток.

Печь по своей конструкции не рассчитана и не допускает перевода на резервное топливо.

Поэтому желательна дифференциация показателей ущерба в зависимости от срока предупреждения, а также от наличия на предприятии аварийного резерва твердого или жидкого топлива.

При этом в газифицированных районах протяжение газопроводов низкого давления будет достаточным для подключения всех возможных потребителей, а газопроводы среднего и высокого давлений при переводе на газообразное топливо промышленных предприятий и отопительных котельных могут потребовать, как правило, лишь очень незначительного удлинения:* По проектным данным при широком переводе на газ промышленных и энергетических потребителей протяженность газопроводных сетей среднего и высокого давления увеличивается против необходимой только для снабжения быта в большинстве случаев не более чем на 5—8%.

вг — удельный размер ущерба на 1000 м3 газа, недодаваемого на технологические нужды i-ro предприятия при внезапном кратковременном отказе, включая разность между стоимостью газа и используемого резервного топлива,,тыс.

Капитальные вложения в резервное топливное хозяйство и его эксплуатационные расходы в полном объеме должны учитываться в расчетах по определению экономической целесообразности кольцевания городских газораспределительных систем лишь в тех случаях, когда создание резервов топлива имеет своей целью обеспечение потребителей только во время кратковременных перерывов в газоснабжении, связанных с производством каких-либо работ на газопроводах или других сооружениях городской системы распределения газа.

В тех случаях, когда основным назначением резервного топливного хозяйства является покрытие потребности в топливе во время сокращения или полного прекращения подачи газа в связи с неравномерностью газопотребления, величины Ар и Ср при экономическом обосновании кольцевания газопроводов должны приниматься во внимание в доле затрат, приходящейся на хранение аварийного и ремонтного резервов.

В ряде случаев они при предварительном оповещении о прекращении подачи газа могут быть быстро и относительно безболезненно переведены на резервное топливо.

Собранные институтом Ленгипроинжпро-ект данные о месячных расходах топлива ленинградской промышленностью показали, что выше 2/з всего топлива потребляется в зимнюю часть года и только около '/з — летом.

Отопление не только резко преобладает в расходе топлива жилищно-коммунальным хозяйством, но и составляет значительную часть расхода топлива промышленностью.

поглощает около 22% всего расхода топлива промышленностью (около 1/3 расхода топлива промышленными котельными),

Поэтому в расчетах желательно пользоваться данными климатологических справочников и местными материалами о фактических расходах топлива.

В сельских населенных пунктах в настоящее время происходит интенсивный процесс сближения условий жизни населения с условиями жизни в городах и поселках городского типа, в связи с чем сближаются и режимы потребления топлива.

В промышленности газ используется в качестве технологического топлива и сырья, а также в котельных для производства пара и горячей воды на технологические, отопительные и вентиляционные нужды.

Отрасли, использующие топливо в котельных и промышленных печах

Отрасли, использующие топливо только в котельных

Достаточно достоверные для плановых и предпро-ектных расчетов данные имеются только по числу часов использования максимума, определяемому делением годового расхода топлива на расчетный часовой расход, и по месячным расходам.

III, распределение расхода топлива по месяцам в процентах к годовому итогу и коэффициенты месячной неравномерности по ряду основных отраслей промышленности по данным института Ленгипроинжпроект [78] приведены в табл.

Неравномерность потребления свойственна всем видам топлива, но только для газа устранение ее влияния на экономиче-.

Твердое и жидкое топливо (уголь, торф, сланцы, дрова, мазут и т.

С точки зрения приведенной выше классификации мероприятий по преодолению последствий неравномерности газопотребления своеобразная роль принадлежит буферным потребителям-регуляторам, получающим газ во время провалов графика газопотребления и переводимым на резервное топливо при повышении расхода газа постоянными (круглогодичными) его потребителями.

Основными параметрами режима газопотребления, знание которых необходимо для выбора, планирования и проектирования систем мероприятий по покрытию неравномерности газопотребления, являются: общие коэффициенты сезонной (месячной), суточной и часовой неравномерности, определяющие производительность разного рода газохранилищ; объемы временного избытка газа, образующиеся при равномерной его подаче в периоды уменьшения спроса на газ или, что, естественно, то же самое, недостачи газа в периоды повышенного спроса, определяющие необходимую активную емкость газохранилищ, а также складов резервного топлива у буферных потребителей.

Регулирование неравномерности потребления 257 же источника (например, подземных хранилищ природного газа), что технически возможно, хотя в ряде случаев мало экономично, расчетом аГОд исчерпывается задача определения активной емкости хранилищ резервного топлива.

В подобных случаях необходимо раздельно определить емкости для аккумуляции запасов газа или другого топлива, предназначенных для покрытия различных видов неравномерности.

Емкость хранилищ годового резерва топлива для краткосрочного регулирования суточной неравномерности газопотребления (FXp.

Таким образом, емкость подземного газохранилища и запасы резервного топлива у буферных потребителей, предназначенные только для покрытия сезонной неравномерности или сезонной и частично суточной неравномерности газопотребления, должны определяться как разность между общей потребностью

Неравномерность газопотребления в газе или резервном топливе для покрытия неравномерности расхода газа за год ((Эгод^год- 10~2) и количеством газа, пода-.

При определении на перспективу суммарного по населенному пункту ачас следует учитывать, что для большинства городов, даже средних и мелких, а в ряде случаев и поселков № для отопления постепенно утрачивает свое былое значение в связи с широким распространением в нашей стране центральных систем отопления, для которых характерна высокая равномерность расхода топлива по часам суток.

Неравномерность газопотребления с изменением режима его сжигания, народнохозяйственные затраты на покрытие неравномерности буферными ТЭС ограничиваются затратами на подачу газа большему числу электростанций, чем при круглогодичном сжигании ими газа, и соответствующим увеличением складских емкостей для хранения второго — резервного топлива.

В этих целях лучше использовать городские ТЭЦ, круглогодично работающие на газовом топливе.

Перевод, даже относительно кратковременный, ТЭЦ, расположенных в пределах городской черты, зачастую у границ и в пределах селитебной территории, с газа на другой вид топлива отрицательно сказывается на состоянии воздушного бассейна и требует высокоценных дополнительных территорий для складирования резервного _топлива.

Следует лишь учитывать, что при наличии (проектировании) на ТЭС или ТЭЦ, потребляющих газ круглогодично, второго аварийного топливного хозяйства перевод их на режим потребителей-регуляторов потребует лишь дополнительных затрат на расширение складов резервного топлива, которые значительно ниже затрат по вновь создаваемым складам соответствующей емкости.

Основными способами выравнивания неравномерности (уплотнения графика) газопотребления могут явиться: а) подбор потребителей по режимному признаку — предоставление приоритета при переводе на газ предприятиям, потребляющим топливо при прочих равных условиях либо более равномерно в течение года и суток, либо преимущественно в периоды снижения его расхода в целом по городу; б) оптимизация и ликвидация нарушений производственного ритма; в) установка аккумуляторов тепла; г) использование рассредоточенных по городу буферных потребителей газа; д) установка в газифицированных котельных «пиковых» котлов для сжигания твердого или жидкого топлива.

В связи с этим основным * Периодическое сжигание резервного топлива на газифицированных предприятиях, расположенных в пределах либо в непосредственной близости к селитебной территории, хотя в ряде случаев и бывает экономически оправдано, но нежелательно по соображениям гигиены, а при широком использовании требует мер по защите внешней среды.

и учреждений коммунально-бытового и культурного обслуживания по зонам застройки различной этажности с учетом перевода на газообразное топливо как приготовления пищи и технологических нужд коммунальных предприятий, так и горячего водоснабжения, а также отопления жилых и общественных зданий 'при широком использовании газа на промышленные и энергетические нужды (80% от общего потребления газа).

Новый много- и малоэтажный и старый многоэтажный жилой фонд полностью оборудован центральным отоплением, старый малоэтажный жилой фонд на 70% оборудован центральным отоплением и на 30% системами поквартирного отопления, использующими газообразное топливо.

Однако подобные системы обычно применяются только в районах, обеспеченных дешевыми видами местного топлива, которые позволяют ограничить газоснабжение малоплотной 1-этажной и 1—2-этажной застройки в основном удовлетворением нужд приготовления пищи и горячего водоснабжения.

При составлении таблицы учтено воздействие на величины замыкающих затрат на топливо режимов газопотребления.

Обоснование выбора направления использования газов 297 так й дешевого местного топлива возможно в некоторых случаях применение сжиженного газа на отопительные нужды.

Горючие газы, в первую очередь природные, являются наиболее экономичным видом топлива.

Кроме того, газы, главным образом сжиженные, все в более широких масштабах начинают применяться в качестве моторного топлива.

Сравнительная экономичность применения различных энергоносителей для коммунально-бытовых и отопительных нужд определяется размерами единовременных (капитальные вложения) и текущих (эксплуатационные расходы) народнохозяйст* Газы рассматриваются только как топливо.

, чем сжигание различных видов твердого и жидкого топлива, причем, как правило, чем меньше мощность топливопотребляющего агрегата, тем больше эффект, достигаемый при переводе его на газообразное топливо.

Виды топливопотребляюших приборов Твердое топливо Газ Электроэнергия

Печи пекарные: • при сжигании топлива в топке 14 24 при сжигании газа в пекарной — 46 камере * Без учета отопительного эффекта, который повышает к.

топливопотребляющих приборов предприятий и учреждений коммунально-бытового и культурного обслуживания составляет при сжигании твердого топлива 40—45%, а при

газоснабжение и в этой сфере применения обеспечивает уменьшение расхода топлива примерно в 1,7 раза.

По приближенным расчетам пережог твердого и жидкого топлива по сравнению с газообразным составляет в жилищно-коммунальном хозяйстве городов Советского Союза в зависимости от структуры топливного баланса от 60 до 80% и более.

Вопрос о выборе между газообразным, с одной стороны, и твердым или жидким топливом — с другой, для приготовления пищи и децентрализованного горячего водоснабжения как в квартирных условиях, так и в предприятиях общественного питания и других предприятиях и учреждениях коммунально-бытового и культурного обслуживания решен уже давно в пользу газа.

котлоагрегатов и уменьшением потерь топлива.

Сложнее вопрос о переводе на газовое топливо уже эксплуатируемых котельных.

Заменяемое топливо уголь каменный мазут малосернистый мазут сернистый

По другим экономическим районам сравнительная эффективность сжигания различных топлив в отопительных котельных отличается незначительно.

Отрицательные последствия применения топлив в городских районах в таблице не учтены.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является дым работающих на твердом и жидком топливе ТЭЦ, электростанций, промышленных и коммунальных котельных и квартирных печей.

При рациональном сжигании в котельных газа (без образования продуктов неполного сгорания) единственным видом загрязнения атмосферы является двуокись азота, причем выделяется ее значительно меньше, чем при сжигании любого другого вида топлива.

Как уже неоднократно указывалось, газ является самым «благородным» видом топлива.

Если принять общую относительную «вредность», создаваемую при сжигании в котлах природного газа, за 1,0, то вредности, образующиеся при сжигании других энергетических топлив, будут больше: донецких углей в зависимости от марки — в 2,72—3,95 раза, мазутов в зависимости от содержания серы — в 2,23—6,17 раза, подмосковных углей — в 5,64 раза и т.

* Обобщенная величина «вредности» энергетических топлив определена авторами как сумма относительных величин слагаемых общей вредности дымовых газов энергетических топлив.

Таким образом, газификация котельных позволяет устранить загрязнение воздушных бассейнов городов и рабочих поселков продуктами сжигания твердых и жидких топлив, а ее экономический эффект (см.

При возникновении сомнений в целесообразности перевода отопительных котельных на газообразное топливо следует учитывать необходимость эффективной очистки дымовых выбросов котельных, работающих на твердом топливе или мазуте, от содержащихся в них вредностей.

Помимо уменьшения содержания вредных примесей в выхлопных газах автомобилей, являющегося решающим фактором, определяющим целесообразность перевода автопарка городов на сжиженный газ, перевод на газовое топливо обеспечивает существенное улучшение ряда технико-экономических показате* М.

Потребность в топливе 145-156 145—156 145—156 145—156 145—156» на производство электрической энергии, т у.

Выбор зоны и направления использования газов леревода приготовления пищи с ранее традиционных и еще широко распространенных различных видов твердого и жидкого топлив на более прогрессивные энергоносители и, во-вторых,.

Более того, обнаруживается тенденция к некоторому нарастанию экономических преимуществ использования в качестве энергоносителя газообразного топлива.

особого внимания заслуживает вопрос газобаллонного снабжения и использования жидкого топлива в предприятиях малых городов и поселков.

Исследования в области экономики систем газоснабжения должны способствовать нахождению в рассматриваемой сфере конкретных путей разрешения таких важнейших народнохозяйственных задач, как повышение эффективности капитальных вложений, улучшение использования основных фондов, более полное обеспечение народного хозяйства топливом благодаря всемерной экономии топливно-энергетических ресурсов в результате оптимизации использования газа, обеспечивающей его сжигание с наиболее высокими к.

Однако, как уже указывалось, газ в настоящей работе рассматривается только как топливо.

В качестве топлива газ используется промышленными предприятиями в котельных для производства пара и горячей воды на нужды отопления, вентиляции и технологии, а также в качестве технологического топлива в многочисленных типах промышленных печей.

Основными типами печей, переводимых на газовое топливо, являются нагревательные, обжиговые и плавильные, а также некоторые специальные печи, например для варки стекла, печи хлебопекарной и кондитерской промышленности и т.

При выборе направления использования газа должно учитываться, что наиболее высокая эффективность перевода на газообразное топливо котельных и промышленных печей достигается не за счет простого переоборудования ранее действовавших агрегатов, а при установке новых, специально запроектированных для работы на газе агрегатов.

При сжигании в промышленных печах природные газы имеют в большинстве случаев столь значительные преимущества по сравнению с твердым и жидким топливом, что целесообразность соответствующего переоборудования существующих и тем более установки новых специально газовых печей не вызывает сомнений.

, чем термические печи, работающие на газообразном топливе, однако суммарный энергетический к.

При этом газовые печи обеспечат значительную экономию топлива и снижение «себестоимости нагрева.

Перевод с электрообогрева на газовый колодцев гомогенизации алюминиевых слитков обеспечивает в расчете на 1 колодец годовую экономию топлива на сумму 55,4 тыс.

Обоснование выбора направления использования газов 317 ным указанной выше работы сооружение крупных ТЭЦ и КЭС на газовом топливе обеспечивает экономический эффект по сравнению с использованием угля в размере 0,3—1,7 руб.

, то при любых условиях вопрос о выборе вида топлива для каждой конкретной электростанции должен решаться самостоятельно на основе тщательной оценки всех имеющихся в районе ее строительства топливных ресурсов.

, в газе при замене им как замыкающего твердого топлива, так и любого другого вида топлива или энергоносителя, которые могут быть использованы на данном объекте или в технологическом процессе.

Экономия на единицу количества газа, используемого вместо любого вида топлива (Т) определяется при этом по формуле дя=(зт- зг)/?

топлива вида Т и газа; Зт, Зг— удельные затраты на единицу продукции при использовании топлива вида Т и газа (без топливной составляющей).

Удельные капитальные вложения и себестоимость транспорта всех видов твердого топлива, нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных газов, перевозимых железнодорожным и автомобильным транспортом, лишь в относительно незначительной мере изменяются при увеличении или уменьшении их количества.

Во-первых, можно, принимая за основу затраты при распределении газа только для одной какой-либо группы потребителей или даже отдельного крупного потребителя (ТЭС), определить дополнительные расходы денежных средств и металла в трубах, связанные с переводом на газообразное топливо других возмож-, ных его потребителей.

Например, при выборе системы теплоснабжения города и вида топлива для нее необходимы в первую очередь данные о дополнительных затратах на систему газоснабжения при каждом варианте отопления и горячего водоснабжения; при определении долевого участия

Следует указать, что в случае перевода на газообразное топливо только промышленных и энергетических потребителей, например при полной электрификации быта, газоснабжение предприятий и электростанций потребует значительно больших приведенных затрат, чем при их долевом участии в строительстве системы распределения газа, рассчитанной на подачу газа всем категориям потребителей.

Расчеты должны охватывать затраты по всей энергетической цепи от источников первичных топливно-энергетических ресурсов до топливо-(энерго) использующих агрег*атов.

(подобных, например, рассматриваемым комплексам сельских населенных пунктов) с глобальным оптимумом - энергетической системы страны может быть наиболее полно осуществлено путем использования замыкающих затрат на топливо и электроэнергию (см.

), а также их технико-экономических характеристик в соответствии с изменениями режима и объема расхода каждого энергоносителя; в) в соответствии с изменениями режима потребления энергоносителей по планировочному району в целом уточнить замыкающие затраты на топливо и электроэнергию по рекомендованной Госпланом и АН СССР методике [59].

При этом режимы потребления тепла и, следовательно, энергоносителей по каждому направлению их использования могут рассматриваться как функция от следующих аргументов: — режимы расхода тепла на индивидуально- и коммунально-бытовые нужды: число часов использования максимума — от численности населения района, система распределения топлива и электроэнергии которого представляет собой самостоятельное целое; распределение расхода газа по сезонам — от климата и некоторых других факторов, общий для района в целом; — режим расхода тепла на отопление и вентиляцию — от климата; — режим расхода тепла на производственные нужды — от специализации предприятий.

— то же по использованию /-го энергоносителя потребителями, расположенными в г'-м населенном пункте (без топливной составляющей, но с учетом технологического эффекта, достигаемого при использовании /-го энергоносителя вместо замыкающего — твердого — топлива) *, ад.

Для упрощения расчетов первая и пятая компоненты затрат могут быть заменены данными шкалы эффективности о размере эффекта, достигаемого в сфере использования топлива и энергии в результате применения /-го энергоносителя вместо замыкающего топлива у различных видов потребителей (см.

) должны учитываться возникающие затраты, по вновь строящимся — полные, причем по существующим объектам эксплуатационные расходы должны * Внутрипоселковые системы распределения энергоносителей обычно самостоятельно рассматриваются только при снабжении природным газом и электроэнергией, так как твердые и жидкие топлива, как правило, доставляются потребителям непосредственно транспортом, осуществляющим их межпоселковое распределение.

Несколько иначе обстоит дело при автомобильном транспорте твердых и жидких топлив, например сжиженного газа.

Малые размеры сельских населенных пунктов, плотность их размещения, относительно ограниченная потребность в топливе обусловили малые протяжения и диаметры межпоселковых газопроводов (см.

к расходам по приему газа в пункте i отнесена часть расходов по транспорту газа, обозначенная выше как а1 х, и полностью — относящаяся к затратам на газоснабжение данного пункта;* — затраты по эксплуатации распределительных газопроводов и потребительских систем использования газа в пункте (с учетом технологического эффекта, достигаемого при замене газом ранее используемого вида топлива).

Как правило, заменяемыми являются системы снабжения населенных пунктов твердым топливом, и лишь иногда они сочетают частичное использование сжиженных газов.

Основными бытовыми топ-дивоиспользующими приборами при твердом топливе являются угольно-дровяные плиты и печи, при сжиженном газе — газовые плиты и водонагреватели.

К этой группе относятся заменяемые основные фонды потребительских систем использования твердых топлив (угольно-дровяные бытовые нагревательные лриборы, демонтируемые при переводе на газ узлы оборудования угольных котельных) и некоторые другие.

В сельских районах возможно образование новых населенных пунктов (потребителей), которые должны быть обеспечены топливом в пределах ближайшей очереди строительства системы газоснабжения.

Этим топливом может быть как газ, так и замыкающее топливо (уголь).

Если новые пункты будет решено временно снабжать замыкающим топливом, в последующем они: будут подлежать переводу на газовое топливо наравне с остальными газифицируемыми пунктами.

3) выбор зоны и направления использования горючих газов в качестве бытового, энергетического и технологического топлива;

Обозначим эти затраты через fi (хг, Уг)- Для наиболее распространенных типов хранилищ топлива усредненные значения этих функций, достаточные для предпроектных и прогнозных расчетов, приведены в табл.

ч; б) выполнялись условия, обеспечивающие возlможность создания запаса газа 2 г/г < У, где суммирование вегдется по индексам, соответствующим средствам газорегулирования, которые аккумулируют газ, подаваемый магистральным газопроводом; в) расход энергоносителя (газа, резервного топлива) для каждого средства не превышал его годового ресурса(см.

Газ является не только наиболее прогрессивным видом топлива, но и квалифицированным сырьем для химической переработки.

Одновременно развивается добыча нефти, являющейся также высокоэкономичным сырьем и топливом.

На основании анализа технико-экономических показателей добычи и производства, дальнего транспорта и внутригородского распределения различных видов топлив и электроэнергии, а также анализа эффективности использования их у потребителей можно считать установленными области наиболее целесообразного использования различных видов горючих газов в качестве топлива.

При газификации городов и поселков применение природных газов наиболее эффективно не при частичном, а при достаточно полном удовлетворении потребностей в топливе промышленности и жилищно-коммунального хозяйства в первую очередь в районах плотной застройки с преобладанием многоэтажных зданий.

Сжиженные газы целесообразно преимущественно использовать в тех городах и поселках, куда предполагается подавать газ в основном лишь для приготовления пищи и технологических нужд коммунальных предприятий, например в мелких городах с малоразвитой промышленностью или при преобладании в городе централизованного горячего водоснабжения и отопления от ТЭЦ, работающих на твердом или жидком топливе, когда уголь и мазут остаются основными видами промышленного и энергетического топлива.

: Методика определения размеров удельных капитальных вложений и себестоимости добычи и транспорта топлива при разработке топливно-энергетических балансов.

: Опыт использования газового топлива в промышленности, энергетике и городском хозяйстве.

Экономия газового топлива.

Рациональное использование Энергии и топлива для тепловых процессов в предприятиях общественного питания М.

Количественная оценка потерь вследствие дефицита топлива.

Проблема надежности в топливо- и энергоснабжении.

Руководящие указания к использованию замыкающих затрат на топливо и электрическую энергию.

Принципы определения замыкающих затрат на продукты переработки топлива.

Образование окислов азота в котлах, работающих на газовом топливе.

Эне pro-экономическая сущность, м-етоды определения и использования замыкающих затрат на топливо и электроэнергию.

СНИЖЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА

Снижение расхода топлива, "/,

Замена газом твердого топлива во 8—Ш вращающихся печах

Замена газом твердого топлива в 10—20 кольцевых печах

Перевод мазутных печей на газовое 2—3 топливо

Перевод котлов с твердого топлива на газ.

Замена газом твердого топлива

При отоплении и горячем водоснабжении жилых и общественных зданий от переведенных на газообразное топливо ТЭЦ и крупных отопительных котельных, подключенных непосредственно к газопроводам среднего или высокого давления, дополнительная нагрузка относительно мало сказывается на металле- и капиталовложениях в газопроводные сети.

Степень удовлетворения газом потребности городского хозяйства, промышленности и энергетики в топливе определяется как ресурсами газа, так и народнохозяйственной целесообразностью использования в каждом конкретном случае различных видов топлива.

Не вдаваясь здесь в рассмотрение вопросов выбора вида топлива для различных категорий потребителей, следует отметить, что с расширением круга потребителей газа и увеличением размеров его потребления.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru